
Шахунский народно-
этнографический музей
© 2016-2021
Название проекта: «Шахунское ткачество: традиции и современность».
Организация-заявитель: Муниципальное учреждение культуры Шахунский народный фольклорно-этнографический музей.
Юридический адрес музея: 606910 Нижегородская область, г. Шахунья, ул. Революционная, д.24, телефон 2-74-31.
Место реализации проекта: Россия, Нижегородская обл., Шахунский район, г. Шахунья.
Руководитель проекта: Новоженова Л. Н. – директор Шахунского народного фольклорно-этнографического музея.
Сотрудники музея:
Адрес: 606910 Нижегородская область, г. Шахунья, ул. Революционная, д.24, телефон 8-831-52 – 2-74-31.
Обоснование проекта
Нижегородское Заволжье на протяжении многих веков славилось производством домотканого текстиля. Шахунские ткани – жемчужина русского народного прикладного творчества.
Домашнее ручное ткачество сегодня почти исчезло, как вид женского рукоделия. Но еще сто лет назад оно играло такую большую роль и в быту, и в культуре, и даже в экономике страны, что его значение трудно переоценить. Не случайно в обрядах и обрядовом фольклоре русских, украинцев, белорусов выращивание льна, который являлся основным сырьем для изготовления тканей, его обработка, прядение и ткачество приравнивалось к сотворению мира.
Все работы, связанные с производством ткани, за исключением вспашки поля под посевы льна и конопли, ложились на женские плечи, они требовали много сил, времени, знаний и умений и во многом определяли не только годовой ритм жизни женщины, но и ее судьбу. Считалось, что искусство прядения и ткачества напрямую связано с удачным замужеством, может сделать женщину счастливой. Чтобы из новорожденной девочки выросла хорошая пряха и ткачиха, ей и пуповину перерезали на веретене или прялке, а во время ее крещения в церкви пряли кудель. Приучать девочку к этим занятиям начинали с 5-7 лет, и к тому времени, когда приходила пора выходить замуж, она должна была стать мастерицей. Умение искусно прясть и ткать входили в состав основных достоинств невесты, изготовленная девушкой ткань занимала важное место в ее приданом.
Крестьянской семье требовалось огромное количество ткани не только на одежду и другие бытовые нужды. Ткань, пряжа являлись одними из основных меновых предметов и часто шли на оплату необходимых вещей и услуг вместо денег. Обработка льна, прядение и ткачество являлись главными способами женского заработка.
Изготовлению узорных тканей уделялось особое внимание. И дело не только в том, что они были особенно красивы и отражали народные представления о прекрасном. Каждый узор включал в себя древние символы, магические знаки, способные уберечь женщину и ее семью от зла, сохранить и привлечь здоровье, любовь, удачу, достаток. Считалось, что в случае несчастья – засухи, эпидемий, даже войн – изготовление узорного полотна могло восстановить нарушившееся равновесие жизни. И тогда лучшие пряхи и ткачихи собирались вместе и за одну ночь творили узорный холст, который должен был защитить всю общину от пришедшей беды.
Удивительные прекрасные орнаменты передавались из поколения в поколение не только потому, что они украшали быт, но и потому, что веками люди верили в их добрую магическую силу. Мы никогда не узнаем имен безвестных художниц, создавших их, однако частичка души этих женщин живет в дошедших до нас старинных тканях, как и много веков назад, стараясь уберечь нас от бед, желая нам счастья и добра.
Шахунская фабрика ручного ткачества является единственным в России предприятием, где сохраняются старинные технологические приемы создания тканей и народные художественные традиции узорного ткачества. На деревянных ткацких станах из экологически чистого волокна (основа лен и хлопок) шахунские мастерицы ткут изумительные по красоте вещи. Молодежь на примерах лучших образцов национального декоративно-прикладного искусства обучается приемам ручного ткачества, которыми в совершенстве владели многие поколения русских женщин, применяет их в создании принципиально новых видов художественного текстиля.
Приоритетным направлением музея является организация этнографических экспедиций. Совместно с научными работниками ННГУ им. Н.И.Лобачевского с 2004 года были проведены экспедиции по Шахунскому району по изучению культурных особенностей местного населения, сбору многочисленных экспонатов, предметов материальной культуры. Найдено и привезено в музей множество этнографических экспонатов, текстильных изделий – полотенец, рубах, сарафанов. Эти экспонаты размещены в фондах Шахунского музея, экспонируется в тематических, в том числе передвижных выставках.
Этнографические поездки позволяют не только изучать культуру народов Заветлужья, но и способствуют её сохранению и развитию. В результате исследований воспроизводятся технологии традиционных промыслов: вышивка, ткачество, лозоплетение…
Одно из направлений работы – многоплановая выставочная деятельность. Ежегодно по инициативе музея проводятся различные выставки. Некоторые из них становятся традиционными. С 2004 г. на базе районного ДК проводятся цикл выставок из серии «Кладовая традиций», прослеживающие преемственность традиций и промыслов севера Нижегородской области.
Цели проекта:
Задачи проекта:
Результатом проекта будет организация выставки, посвященной прошлому и настоящему ткацкого промысла. На выставке предполагается познакомить шахунцев и гостей города с продукцией уникальной ткацкой фабрики, мастерами, преподавателями и учениками школы. Один из разделов выставки посвящен истории русского ручного ткачества, инструментам и приспособлениям для обработки льна, образцам художественных тканей, использованию их в традиционном русском интерьере и старинном костюме. Посетители выставки смогут сами поработать на ручных ткацких станах и прялках. На выставке будут демонстрироваться видеоматериалы: документально-игровой фильм «Лен-ленок» и документальный репортаж из ткацкого цеха.
Выставка будет сопровождаться большим количеством текстовой и визуальной информации о традициях русского ручного ткачества.