26 апреля 2019 г.
  • Археологическая деятельность

  • Издательская деятельность

  • Туризм

  • Фонды

  • Методическая копилка

Жертвенно-ритуальный комплекс (ЖРК)

Это скопление вещей, расположенных компактно или уложенных в какую-либо емкость, а также кости животных в сосудах, котлах, туесах.

На Веселовском могильнике встречаются расположения ЖРК в изголовье (горшок, чаша), и в ногах (котлы  — в 5 погребениях).
Имеются также ЖРК в межмогильном пространстве.
Материалы могильника позволяют обрисовать некоторые стороны хозяйства и быта населения Поветлужья на рубеже 1 и 2 тысячелетий.

К этому времени в хозяйстве древних марийцев ведущее значение приобретают земледелие и скотоводство. Во всех погребениях Веселовского могильника были обнаружены остатки льняных тканей, а при раскопках в 1929 году в одном захоронении найден мешочек с просом и полбой. Существенное значение имело подсечное земледелие, основанное на подсеке и выжигании лесных участков. Основным орудием подсечного земледелия является железный топор, имеющийся в погребениях Веселовского могильника.

Одновременно с земледелием существовало скотоводство, продукты которого найдены почти во всех веселовских погребениях.

О скотоводстве свидетельствуют, и находки железных колчатых удил, обломки железных ножниц для стрижки овец и предметы личного обихода (железные кресала с медной рукояткой), оформленные в виде изображений лошади.

Наряду с земледелием и скотоводством, марийцы X-XI вв. занимались также охотой и рыболовством. В погребениях найдены железные наконечники стрел, остроги, рыболовные крючки. Об этом свидетельствуют находки остатков мехов (куний, лисий) и когти рыси и медведя. Пушная охота у древнего населения, очевидно, имела широкое распространение и в первую очередь с целью добычи пушнины, служившей основной единицей мена.

Материалы могильника показывают высокий уровень развития ремесла у древних марийцев. Кузнечное дело представлено многочисленными железными изделиями , указывающими на применение различных кузнечных приёмов.

Ювелирное дело представлено ещё большим количеством предметов, чем кузнечное. Правда, из этих предметов надо выделить часть вещей (серьги) не местного производства. Но преобладающее количество украшений, имеет специфический местный облик и является произведением местных ювелиров. Встречены предметы, изготовленные из меди, бронзы, серебра, латуни, олова, свинца.

Местные ювелиры знали технику литья (литые предметы, глиняные льячки, формы). Известна была также техника ковки и чеканки цветных металлов, о чём свидетельствуют многочисленные остатки тонких обкладочных серебряных листов с чеканным рисунком, щитковые перстни, гривны, браслеты. Обработка меха и кожи представлена хорошо сохранившимися остатками меховой и кожаной одежды, обуви, ремней, перчаток, различного вида сумок, кошельков, ножен.

Встречены изделия косторезов – гребёнки, копоушки, рукоятки ножей, шильев. Марийцы X-XI вв. поддерживали тесные взаимоотношения с мерей, муромой, мордвой, волжскими болгарами, удмуртами и славянами.  От волжских болгар к марийцам попадали некоторые  серебряные украшения (серьги, витые браслеты с каменными вставками) и серебряные монеты – диргемы. Из областей Прикамья, где в это время происходит складывание народностей коми и удмуртов, привозили медь, серебро и некоторые виды украшений.    

Изучение Веселовского могильника даёт некоторый материал для характеристики общественных отношений марийцев X-XI вв. Так в могильнике резко выделяется наличие имущественного неравенства. Здесь, на ряду, с богатыми захоронениями с огромным количеством дорогих украшений и большими наборами орудий труда встречены бедные захоронения с незначительным количеством украшений и орудий труда.

Богатый материал имеется для восстановления женского и мужского марийского костюма X – XI вв.

Женский костюм состоял из холщёвой или меховой рубахи, перехваченной в области талии поясом, свободного покроя доходящей до голеней, кафтана холщевого такой же длины. В качестве зимней одежды использовался кафтан из телячьей кожи, сшитый мехом внутрь, и меховые рукавицы из телячьей шкуры, головного убора и кожаной обуви. Костюм богато украшался медными и серебряными подвесками. На голову обычно надевалась налобная повязка из кожаной ленты шириной в 3,5см и длиной в 30см с серебряными бляшками. Выше повязки вокруг головы обёртывалась в 2-3 раза медная цепочка, от которой по вискам опускались на цепочках различные привески. На все эти украшения сверху одевалась войлочная или кожаная шапка с меховой опушкой. Ниже висели парные височные серебряные кольца и серебряные  серёжки различного типа. На шею одевались одна ли две серебряные гривны, на запястья рук – от двух до восьми медных, иногда серебряных браслетов. Поверх кафтана, расшитого по талии, бокам и подолу серебряными нитками также подвешивались различные украшения. На груди бронзовой сюльгамой (пряжкой)  прикреплялся нагрудник, состоявший из прямоугольного или треугольного куска кожи, к которому на кожаных ремешках подвешивались медные или серебряные подвески. Иногда нагрудник заменялся парными шумящими подвесками, прикреплёнными к бронзовой цепи, одетой на шею. Кафтан подпоясывался длинным кожаным поясом с серебряными или медными бляшками и несколькими ремешками, опускавшимися с пояса. К ремню по бокам подвешивались длинные (до 35см) ножны с серебряной обкладкой и различные предметы личного обихода – кожаные кошельки с серебряной окантовкой, железное кресало с бронзовой рукояткой, железный нож в кожаном чехле. Сзади к поясу на длинном кожаном ремешке нанизывались колечки и здесь же иногда прикрепляли кожаные, богато украшенные серебряными накладками, подвески. На ноги надевалась  мягкая кожаная обувь, так же украшенная с бронзовыми подвесками и пронизками.

Мужской костюм был значительно проще. Он состоял из холщёвой рубахи и кафтана. Кафтан обычно застёгивался бронзовыми пуговицами. Хотя украшения головы и груди в мужском костюме отсутствуют, но большую роль играет кожаный пояс.

В результате раскопок Веселовского могильника археологи нашли много интересных и ценных материалов, дающих представление о жизни марийцев на территории Поветлужья в IX — XI вв., некоторые из найденных предметов переданы в наш музей.

WordPress Lessons