26 апреля 2019 г.
  • Археологическая деятельность

  • Издательская деятельность

  • Туризм

  • Фонды

  • Методическая копилка

Веселовский могильник

В нашем районе есть памятник археологии — Веселовский могильник, который расположен на дюнном всхолмлении левого берега реки Малой Какши близ  д. Семеново (Вороваткино) Шахунского р-на.

 Назван могильник по фамилии жителя деревни, который при установке столбов для качелей на Пасху в 1929 году обнаружил меховой лоскут и ремень, покрытый множеством подвесок. Об этом сообщили в Ветлужский краеведческий музей.

 В 1929 году сюда из Ветлуги выехали представители музея и произвели первые раскопки могильника. В ходе работ было вскрыто 13 погребений. По данным раскопок установлено, что он принадлежал древним марийцам, жившим по берегам реки Ветлуги и ее притокам с VIII века.

После большого перерыва сроком в 28 лет Веселовский могильник вновь подвергался раскопкам. Во второй раз в июле 1957 года работал отряд археологической экспедиции Казанского филиала Академии наук и научно-исследовательского института языка, литературы и истории Марийской автономной республики. Руководил раскопками к.и.н. Халиков А.Х. Экспедицией было изучено 30 могил и достоверно установлено, что захоронения оставлены в IХ-ХI вв. марийским населением.

В третий раз в 2008 году, по инициативе сотрудников Шахунского фольклорно-этнографического музея, раскопки провели археологи Марийского НИИ Языка, Литературы и Истории под руководством профессора Никитиной Татьяны Багишевны.

 В результате троекратных раскопок найдено много интересных и ценных материалов, дающих представление о жизни марийцев на территории Поветлужья в VII-XIII вв.

 Сочетание найденных языческих амулетов (человечек из коры дерева, металлическая хищная птица с развернутыми крыльями, многочисленные шумящие подвески с утиными лапками) с христианским крестом XI века рассказывают о сложном восприятии древнемарийским населением внешнего мира.

 Для изученного могильника характерно существование двух типов погребального обряда: кремация — трупосожжение и ингумация — трупоположение. Трупосожжение – обряд, встреченный в 2 случаях захоронений, заключался в следующем: сожжение тела производилось без украшений и одежды вне могильной ямы в специальных местах на территории могильника. В небольшой могильной яме (40-70см), вытянутой на северо-запад, в изголовье находился бронзовый сосуд с сожженными останками человека, иногда кучку праха насыпали в центре. Затем, здесь же раскладывали личные вещи и украшения в порядке их ношения, в конце ямы ставили глиняный сосуд.

  Захоронения по типу ингумация — трупоположения  представляет собой захоронение в неглубоких ямах(40-70см). Умерший, в полном, обычно праздничном, одеянии, клался в вытянутом на спине положении на подстилку из луба или деревянных (сосновых, дубовых) досок. Лицо закрывалось тканью, а тело шкурой или лубом. В ноги ставили медный или железный котёл, иногда глиняный или деревянный сосудик, и здесь же, большей частью в мужских погребений, клали оружие  и орудия труда. В изголовье помещали завёрнутый в ткань, кожу или положенный в берестяной короб, набор украшений, куда иногда клали и мелкие орудия труда – железный нож, глиняную льячку, шило. Ингумация является преобладающим способом захоронения на всех могильниках. Большинство покойников лежали на спине в вытянутом положении сориентированные головой в северном, с отклонением к западу или востоку, направлении. Размеры могильных ям превышают рост погребенных в них костяков таким образом, что в головах или в ногах остается свободное место для жертвенных даров.

WordPress Lessons